godinerl (godinerl) wrote,
godinerl
godinerl

Category:

"Эта пустыня невольно воспоминанья рождает. Вспомни, грузин, свой Кавказ..."*

 Переношу пост из Блога Ботинок от 25.11.2010 года

Он стоял такой наигравшийся. Его руки были сплетением регистров, желавших выскользнуть за знак репризы. Тем более, что такового и не ожидалось...



фото увидено здесь

Он напомнил мне детскую мечту. Протанцевать с кинто. Кинто. Они выплывали на сцену театра моего детства. Всё то, что утаивала мудрая тифлиская сваха Ханума, дотанцовывали, изогнувшись черным лебедем, эти "весельчаки, плуты и завсегдатаи духанов." Но плутовского не было и в помине в облике моего старика-шарманщика. На его шарманке была странная надпись: "Одесса, Нечада, Балаковская, 191." На этой улице располагалась "Фабрика органов и оркестрионов" Иоганна Нечада. Нечада любил своим музыкальным игрушкам 20 кг веса и стоимости не маленькой ( 900 рубл!) давать номера. Номера Нечады... Наш старик если бы захотел, тоже мог бы исписать свой инструмент столбиками цифр. Свою продукцию он отсчитывал даже не километрами шагов, а филигранностью миллиметровых дотрагиваний к душам людей, внимавшим его игре.

У Юрия Роста есть прекрасный рассказ о грузине-шарманщике:

"Пожилой человек мерно крутил ручку большого двухпудового ящика с надписью «Нечада Балковская 94 Одесса» и изображениями двух кинто."

Шарманку с фотографии образы кинто уже не украшали. Их подменили две кокетливые танцовщицы. Наверное, требование времени. От кинто надо было идти дальше. В Блоге Ботинок живет кладезь. Её зовут Нелли. И она из Тбилиси.

- Кинто не носили чоху,- сказала Нелли.
Чоху? Мой словарный запас уже давно закрыт для слов, которые неосторожно могут возвращать меня в танцы детства.
- Чоху носили карачохели, -продолжала Нелли.
Карачохели... Б-же, кто это?

Щедрой рукой Нелли отправляет из Хайфы линки. Я застреваю на самом первом. О них, "отличавшихся рыцарской натурой, грузинских мастеровых". И слушаю. И думаю, как мне нравится то, о чем поет этот самый карачохели:

"Поет карачохели о том, что будучи настоящим мужчиной он и сам ни перед кем не прогибается, но и никого не притесняет."

И пока он поет, я успеваю разглядеть на мин.1.05 Неллиного ролика ту самую Нечадовскую одесскую шарманку, ту механическую игрушку, которая остановилась на привале молчащего музыканта, с заранее известной мелодией. С заранее известной...



"Они были, видимо, одного возраста – шарманщик, шарманка и музыка, и все в духане чувствовали обаяние прожитого кем-то другим времени." (Из рассказа Юрия Роста).

Кстати, на шарманке Неллиных карачохели нарисованы были не балерины. А кинто. Самые настоящие. Просто ей они верили.

* В качестве заголовка использованы строки из стихотворения Хаима Ленского
Tags: музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments