godinerl (godinerl) wrote,
godinerl
godinerl

Categories:

"Заболеть" Арменией, дом-музей Сарьяна, музей народного искусства

Наш музей всё еще закрыт. Второй локдаун плавно перетек в третий. Хочу выделить те явления, которые помогают легче переносить эту вынужденную паузу, хотя таковая мне уже и паузой не кажется, т.к., интенсивность открытий, а иногда и потрясений, даже если они и в он-лайн формате, велика, и тем самым лишь подтверждает верность мысли о паузе, как о "безмолвной музыке".

1.

Картины, представленные на фотографиях 1-6 - ранние работы Мартироса Сарьяна

"Заболеть" Арменией
В первую волну, где-то уже с весны 2020 года, я наслаждалась курсом он-лайн лекций Сурии Садековой (ГМИИ им. Пушкина) о парижских коллекционерах и маршаннах изобразительного искусства. В Сурию я влюбилась еще до период короны, сразу же, когда в 2019-м прочитала ее интервью накануне открываемой тогда в Израиле выставке работ Хаима Сутина (Сурия была куратором этой международной выставки). Для меня вообще отношение к творчеству Сутина - это лакмусова бумажка человека во многом.

Итак, лекции Сурии периода первой и второй волн пандемии были захватывающи. Единственное, что меня немного напрягало (и теперь мне за это стыдно:), это были реплики тогда мне еще неизвестной Натальи Семеновой. Сурия призналась, что зум-формат - разговор с черным квадратом неизвестных слушателей - для нее это трудно, поэтому она и позвала Наталью в качестве виртуального собеседника. Ну, а я (безграмотно, как позже выяснилось) нервничала, т.к., Наталья всё время говорила Сурии: "А, вот, Щукин..." или "Да-да, и Щукины так же...", разбавляя неизвестных мне Щукиных еще и семьей Морозовых. "Простите", - вела я внутренний, неслышный Наталье, диалог - "ваши щукины-морозовы, они какое отношение имеют к теме парижских коллекционеров?"... Б-же, как мне сейчас смешно и стыдно за это.

Я и заметить не успела, как полетел ко мне из России, сделанный на Озоне, книжный заказ. Книги (великолепные!) Натальи Семеновой (изд-во Слово, чье полиграфическое искусство - это отдельная песня) "Сага о Щукиных", каталог выставки ГМИИ им.Пушкина "Щукин. Биография коллекции" и труд "Братья Морозовы. Коллекционеры, которые не торгуются?".

А где же во всём этом Армения, спросите вы.

2.

Мартирос Сарьян, портрет Ивана Сергеевича Щукина, 1911 (сегодня в частной коллекции). Иван Сергеевич Щукин, 1886-1975 - сын главного героя "Саги о Щукиных". Будущий востоковед, выпускник Московского университета и Сорбонны. Долгие годы проживет в Ливане. Погибнет при взрыве самолета авиакомпании 'Малев", совершавшей рейс Будапешт - Бейрут.

"Cагу о Щукиных" я закончила читать в Субботу, 2 января наступившего года. С изумлением спрашивая себя, как это я умудрилась не знать, каким образом в России оказались еще в начале 20 века работы Матисса, Гогена, Пикассо и др. А в воскресенье, 3 января, я попала в рай, совершенно туда не собираясь... Чтобы не повторяться, просто приведу здесь слова, которые написала в Фейсбуке:

"Вчера я еще и не знала, что сегодня окажусь в Ереване. Не, не волнуйтесь, виртуально. В Доме-музее Мартироса Сарьяна.

Вчера я еще дочитывала гигантский (30 лет) труд Натальи Семеновой "Сага о Щукиных".

Вчера я "услышала", уже вторично, но на сей раз из книжных строк, что, в принципе, не будь в Москве коллекции новой французской живописи Сергея Щукина, не води туда Валентин Серов и иже с ним своих студентов из Московского училища живописи, ваяния и зодчества (да-да, Леонид Осипович Пастернак, и Вы тут, ведь, правда?) на открытые показы этой коллекции в дом к Щукину, не факт, что пошла бы живописная премудрость Российской Империи по тому пути, по которому она пошла в начале 20 века.

Ну, вот, а сегодня, оказавшись виртуально на двух с половиной часовой беседе-рассказе директора музея, внучки художника Рузанны Сарьян (дышать было некогда, не то что "носик попудрить", так это было захватывающе), и, лишь только увидев, еще в дверном проеме эту сумму, казалось бы, неслагаемых цветов, и, лишь услышав в рассказе фамилию Серова, место учебы Сарьяна - то самое училище, я поняла, что пазл сложился, и предо мной рассказ об одном из таких счастливчиков, оказавшихся в стенах щукинского града сказок.

3.



Я не буду подписывать картины, выбрала большинство первых двух десятилетий 20 века. Решайте-ищите сами (думаю, без труда поймете), где Армения, где Египет, где Турция, где безмолвие измерения, где боль намерянного, где восхищение незимеримым, где ты в мире и какой мир в тебе...

4.



Последний раз я помню имя Сарьяна по СССР. Почему помнила? Не знаю. Что помнила, что было в первой ассоциации? - Слово "разноцветье".

5.


Я вообще не должна была оказаться сегодня там, в этом Доме доброго человека, полного любви к любому проявлению жизни и просящего нас своей кистью о том же. Но оказалась же..."

6.


Музея Мартироса Сарьяна в Ереване очень интересен. Живой трепетный организм, терпеливо ждущий каждого внимательного внимающего. Удивляющий переплетением щедрости внутреннего дара Сарьяна и стоицизма проживания им канвы внешних событий. Случайно ли книга воспоминаний художника "Из моей жизни", изданная уже в поздние советские годы, обрывалась на описании событий конца годов 20-х, период возвращения художника из Парижа?...

После этой экскурсии последовала и следующая он-лайн встреча: я побывала в ереванском Музее народного искусства Армении. Коды ковроткачества, зашифрованные в орнаментике тканного полотна, филигрань серебра, моментами напоминающая технику ювелирного творчества йеменских евреев, каменное кружево хачкаров - всё это удивительно и прекрасно. Но моим личным кумиром стало искусство резьбы по дереву.



Да, и, кстати, я ожидала услышать и историю армянской керамики, так известной нам по Иерусалиму, но... как справделиво сказала др.Нирит Шалеф-Калифа (институт Яд бен Цви, Иерусалим), "хотя и называют справедливо два отличительных признака Иерусалима - белый камень и армянская керамика - если вы поедете в Армению, именно такой керамики вы там не увидите" (об этом в отдельном посту)

А в ближайшее воскресенье, 17.01.2021,  я собираюсь на он-лайн экскурсию в Дом-музей скульптора Ара Саргсяна и художника Акопа Коджояна. Для меня все эти имена - неведомая мне Атлантида.

Что уже заинтересовало в тематике:

у Коджояна - мюнхенская выделка его, как художника (студия Ажбе и мюнхенская академия, да, это просто маршрут Кандинского...)


Вот эта музыкальность линий (вне связи с тематикой произведения) - это поразило меня не только в данной картине Коджояна, но еще и раньше, уже в Музее народного искусства Армении - и в резьбе по камню, и по дереву. Нескончаемость мотива, перетекание звучаний, вечность, которая не торопит тебя, но торопится быть затронутой тобой...

у Саргсяна - разворот после константинопольского рождения, итальянских путешествий, венского академического образования к ...советской линейке почти наверняка безвыборного спектра творения. Уже углядела его исполнения скульптуру поэта Валерия Брюсова, а это значит, что тут же открылась веточка "А что и почему Брюсов делал в Армении", и, поверьте, открытия и параллели (брюсовской антологиии армянской поэзии фоном пошли его же переводы стихов Бялика) ждали меня и там.



...Не мертвым голосом былины,—
Живым приветствием любви
Окрестно дрогнули долины,
И древний мир, как зов единый,
Мне грянул грозное: «Живи!»


Сквозь разделяющее годы
Услышал я ту песнь веков.
Во славу благостной природы,
Любви, познанья и свободы,—
Песнь, цепь ломающих, рабов.

Армения!


Твой древний голос —
Как свежий ветер в летний зной:
Как бодро он взвивает волос,
И, как дождем омытый колос,
Я выпрямляюсь под грозой!


Брюсов, "К Армении"

Ну, вот, теперь жду с нетерпением этой экскурсии.

Итак, 17.01.2021, 14.00 по моск.времени,13.00 в Израиле.

Где и как записываются:

Страница Localife.am в инстаграмме

Страница Localife Armenia в фейсбуке

Удивительно солнечный человек Ашот Саргсян - мотор всего этого доброго дела. Об обзорной он-лайн экскурсии Ашота по Еревану оставила отзыв в посту, посвященном экскурсиям Трипстера.

Tags: Армения, история, история искусств, неизведанное, он-лайн путешествия, пандемия, талантливо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments