godinerl (godinerl) wrote,
godinerl
godinerl

Categories:

"Заболеть" Армений, Параджанов, часть С

"Я не сделал того, на что был рассчитан"

(Параджанов, 1988 г., на пресс-конференции в Роттердаме)

Если вы спросите меня, какой предмет, какая придумка, что произвело меня наибольшее впечатление в Музее Параджанова в Ереване, то удивитесь. Это - пустая марка. Пустая почтовая марка, которую он любил иногда наклеивать на свои работы. Марка без тарифа, а, следовательно, без просчитанности маршрута назначения.

В этот дом за своими письмами, наверное, гости должны приходить сами. Письмо написано, марка наклеена, отгадаешь, какое письмо тебе - оно твое.

"Заболеть" Арменией


Сценарий фильма "Исповедь" Параджанов написал в 1969 году. В Киеве. Вымаливая у врача (тяжелая пневмония) еще шесть - шесть всего лишь - дней жизни, чтобы завершить задуманное. Дней жизни он получил, и не от врача, больше. Фильм начал снимать на студии 'Арменфильм" в 1989-м. Успел снять лишь первый эпизод. На фото - маленький артист (к сожалению, пока не знаю его имени), который в фильме должен был исполнить роль Параджанова в детстве в тбилисском квартале Мтацминда.


Маленький Параджанов с сестрами Анной и Рузанной. Тоже маленькими. Вообще на этом фото все еще маленькие. Нет, вру, бабочка (это бабочка?) уже большая. И машина, нарисованная на картоне фотоателье - большая. И расстояние, с которого бабочка взирает на детей, выбирая, кого бы из них задеть своим знаменитым эффектом, тоже еще большое...

Однажды Анна (а, кстати, которая из девочек - Анна?) не справится с задачей, которую маленький Параджанов выполнял на отлично: в дом к Параджановым любил захаживать чекист Варлам (ну, так Параджанов рассказывал в 1988 в Роттердаме). Бриллианты отца-антиквара обычно прятались в ... желудке маленького Параджанова. А однажды пришлось это проделать Анне. То ли взгляд чекиста был пронзителен, то ли нежный девичьй желудок... В общем, чекист Варлам, без особых затей, смог в то утро получить желаемое, предварительно промыв вывалившееся на стол перед ним бриллиантовое счастье в стакане с Боржоми, стоявшем на том же столе дома в тбилисском квартале Мтацминда...


Удивительно... Коллаж на стене, стену эту не обойдешь, т.е., предполагается ограниченность двухмерности... А меня не оставляет ощущение, что не нашим сканирующим - глаза напротив работы - взглядом мы смотрим на эту работу, а глазами самой бабушки Параджанова взираем уже сверху на этот разбившийся, но собранный внуком, чайный сервиз, и умудряемся, стену не заметив, обойти рамки... (Видите, верхний правый угол, рамка не завершена...?)

"Бабушкино ореховое варенье" - так называется этот коллаж. Вот, забыла спросить: это из тех названий, что дал сам Параджанов, или из тех, что дали уже в музее? (Параджанов не всегда называл свои работы, и еще реже их пояснял). "Ко мне в дом приходят духи - мои предки, потому что они стали бездомными. Мой дед и моя бабка..." (из сценария незавершенного фильма "Исповедь")

ПС: теперь я знаю, что из орехов делают варенье. Я теперь даже знаю, как непросто его делать.


"Cтранная и смешная жизнь отца", коллаж выполненный на спинке стула.

"Когда отец вернулся после трехлетней командировки (но, кажется, нас разыгрывали, скрывая уход отца из дома), откушав положенный торжественный обед, он вызвал меня и попросил показать, каких успехов в игре на скрипке я достиг.

Моя мама решила, что у нас в доме должен быть скрипач. Я учился долго, всё кончилось тем, что я играл лишь один концерт. Мама падала в обморок (видимо, от восхищения игрой сына?), сестры закрывались в туалете (видимо, от чувств уже обратных маминым от игры брата - ремарка моя).

Папа, прослушав мою игру, сказал: в году 365 дней. В трех годах 1095 дней. ЕСЛИ БЫ КАЖДЫЙ ДЕНЬ (видимо, здесь переход на крик - ремарка моя) ты играл хотя бы одну ноту, ты бы уже выучил ПЯТЬ концертов. ПЯТЬ!"

"После этого я ушел в балет"


(не знаю, насколько кавычки здесь правомочны, это цитата устной речи Параджанова в Роттердаме, 1988)


Мама Параджанова в молодости. Горжетка - обязательный элемент фотоательевских красований молодых (и не только) женщин той эпохи. Вижу это не только в южном Тбилиси сейчас на фото, вижу это и на многочисленных тель-авивских фотографиях этой же и позже поры. Даже на набережную Тель-Авива умудрялись в горжетках выходить... Признак, видимо, чего-то там воображаемого...

"Папа подарил маме шикарную котиковую шубу, которую она все время вынуждена была прятать от чекистов. Шубу мама надела два раза: один раз, когда они с папой вышли ночью на крышу дома. Это было зимой. И второй раз - на похороны папы. Это было в августе"


Когда пришло известие о смерти матери, Параджанов находился в заключении. Посмертный коллаж с фотографией мамы.



И это тоже о маме: коллаж из кусочков ткани маминого халата... Из чего-то только не вырастают параджановские букеты... Но всегда - разбитое, разорванное, разорвавшееся, разлученное - у него собиралось в целое. Соревнование с Тем, кто на него рассчитывал?




Мне, например, нравится такой аттестат. Меня пугают аттестаты, в которых непонятен крен человека: гумманитарий или технарь. А здесь очень даже всё понятно. Только химия спутала все карты:)



А, вот, и марка. Почтовая. Без тарифа. Видите? В самом низу. Кому отправится это древо (жизни? и какой?), ласкающее улыбающегося баловня, судьбой унесенного, видимо, в рай...


Кукла-автопортрет Параджанова



Этот халат Параджанов сшил сам. Снимок сделан в Тбилиси. Какой пол! Какая сгрудившаяся в смущении кладка стен... И какой, отвлекшийся от беседы с собратьями по букету, цветок... Астра?По завещанию Параджанова его похоронили в этом халате...

-------------------------------
В качестве анонса:

Он-лайн экскурсия в Матенадаран в рамках проекта Localife Armenia состоится:


в пятницу

19.02.2021

в 13.00 по изр.времени
(14.00 по моск.вр.)

продолжительность экскурсии 2 часа

Все подробности здесь или здесь



Tags: Армения, изобразительное искусство, искусство, он-лайн путешествия, талантливо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments