godinerl (godinerl) wrote,
godinerl
godinerl

Categories:

"Заболеть" Арменией, дом-музей композитора Спендиарова

Сейчас "вернулась" с он-лайн экскурсии в Дом-музей композитора Спендиарова. До этого вернулась с Хар хаМенухот, от мамы...


Когда-то с балкона дома Спендиаров мог видеть Арарат, конечно, если тот "желал" явиться миру. Сегодня здания перекрывают этот вид. В доме этом композитор успеет прожить лишь два года, с 1926 по 1928 гг, до своей смерти.


Анонс, дом-музей композитора Спендиарова, Ереван
"Заболеть" Арменией

"...И стали три пальмы на Б-га роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
(
Лермонтов, "Три пальмы")

Каждый пришел сегодня в музей из своей реальности. Реальность Еревана воскресенья 14.02.2021, сутки спустя после землятресения - вот, сразу на первых фото. Одна из участниц озвучила вопрос, который у всех на устах.


Это наш организатор, создатель проекта он-лайн (в том числе) экскурсий @localife.am Ашот Саргсян

В 1988 году нынешний директор дома-музея композитора Спендиарова в Ереване была ранена во время страшнейшего землятрясения в Ленинакане (сегодня - Гюмри). Запланированную на сегодня экскурсию предложили отменить. Ведь открывать музей, здание которого было построено еще в 1926 году, даже если его планировал ас градостроительства Александр Таманян, было рискованно. Но экскурсия состоялась! За что спасибо всем, от кого это зависело. И единственный явный призрак тряски субботнего землетрясения, это упавшая фигурка в макете декораций Мартироса Сарьяна к опере Спендиарова "Алмаст" к постановке 1933 г. в ереванской опере (обвела в зеленый круг).


Кстати, то не первый вариант сценографии Сарьяна для этой оперы. Впервые опера была поставлена в Одессе, в 1930 г. Ни этот, ни ереванский варианты сам художник не любил. Реванш случится скоро, в Большом театре в 1939 году.

У любого человека, а тем более - у творящего, я думаю несколько домов. Есть дом, в котором ты садишься за отцовский стол. Ты опекаем, отец выводит тебя в жизнь.


Афанасий Спендиарян, отец будущего композитора. Дом - симферопольский. Отец - богат. Он - лесопромышленник. Путешествия возможны. Вена, оперный театр с отцом, молодой Спендиаров выберет композиторскую стезю.

Есть дом, в котором за стол садятся уже твои дети. Владимир Набоков советовал баловать своих детей, ведь, неизвестно, сколько им еще придется вынести...

Марина Спендиарова (первая слева), это ее летопись, собранная в хождениях по ереванским домам, после конца 50-х нач.60-х гг возвращения из ссыльного безвременья (Марина будет обвинена в подготовке покушения на Сталина), это ее страстное желание снова сесть за стол в отцовском, даже уже без отца, доме, подвигли ереванские власти к решению создать дом-музей композитора.

А еще у любого человека, и тем более у творящего, есть дом в доме. Та святая святых, где должен быть верстак мелодий, перо их летописца, смычок для разгона какофонии идей и для нанизывания самой точной, единственной из них, звуки которой, если растеряешь, донося до нотного стана, смогут скоротать сумрак ночи на кровати, приютившейся в углу.


пианино "Бехштейн", слышавшее эхо стен трех спендиаровских домов: ялтинского, судакского и последнего - ереванского, где и находится...

Одна из скрипок Спендиарова - фабричная копия скрипки Амати. Кстати, чтобы понять труд Марины Спендиаровой по собиранию крупиц в дом отца, долженствующий стать музеем, посмотрите, например, на вышитую 'накидку" для скрипки. Это отцовская вещь, но со скрипкой вместе она не находилась, эту и другие вещи Марина буквально собирала по ереванским домам...


Те произведения, партитуры которых не были завершены Спендиаровым, оркестровал уже композитор  Максимилиан Штейнберг. Но на столе в рабочем кабинете - нотная рукопись самого хозяина дома. Я знала, что армянский и еврейский классы Римского-Корсакова где-то должны пересечься:)

Удивительно, только сейчас, "полистав" сайт музея и удивившись, какую огромную работу, воспитательную  и образовательную, проводит музей с детьми всех возрастов, будучи посвящен вовсе не детскому рассказу, так, вот, только сейчас я поняла, что у Спендиарова, в его доме, в его доме дома - рабочем кабинете, его дети создавали, каждый раз заново, когда отец трудился (а кто вам сказал, что слышать музыку, что заковать ее в черную стражу нотных знаков, это не труд?), его дети, со страшнейшей будущей судьбой (Маринины лагеря покажутся детской забавой по сравнению с ужасающе трагическим концом супруги и одного из сыновей во время немецкой оккупации Крыма), они создавали дом своих сказок. И сказки эти перессказывали в красках друг другу. Отец вступал с ними в сговор: он пишет свой сказ - музыкальный, они - сказку своей жизни...


Видите? Это снова стол и семья, ждущая общего сбора вокруг стола...

Мне кажется, дом-музей Спендиарова решил оттолкнуться в своей работе от самого нереального, остававашегося всегда лишь в рисунках, дома. Дети Еревана приходят в дом к детским мечтам детей Спендиарова. Или прошагивая (дети в интерактивной игре, взрослые уже с помощью рассказа гида и множества документов и фотографий) жизненный путь композитора, география которого часто более лучезарна (ах, сколько южных городов, а мы, ведь, даже и не говорили о Тифлисе, где, по большому счету, всё и случилось пред финишным разворотом жизни Спендиарова), чем тона ее внутреннего наполнения, или просматривая многочисленные - фото, живописные, скульпутрные - портреты Спендиарова и пытаясь выбежать из этого круга непохожести и сгущающейся замкнутости губ, глаз...

Я перекидываю мостик между двумя этими документами. Маршрут по этому мосту - как содержимое сообщающихся сосудов. Один документ - детская фотография Спендиарова.


Маленький Саша Спендиаров (отмечен красным цветов) с братом Леонидом и сестрами.

Второй  - его же портрет, но уже посмертный. Кисти Мартироса Сарьяна.


1943 г., портрет создан для ереванской оперы, носящей имя Спендиарова. Нет, как раз этот портрет в музее не висит. Там - другая работа художника, также посмертная, созданная к открытию музея в 1967 г. Непосмертных портретов Спендиарова у Сарьяна и быть не могло: их времена в Ереване разлучились. Сарьян вернется из Парижа, после того, как Спендиаров умрет в 1928 году возрасте 56 лет. А в Тифлисе - кто же думал о портретах? В Тифлисе лишь все начиналось...

Вы тоже видите диалог этих, почти не изменившихся, глаз? Вы тоже продрались сквозь официоз детского ли гусарского костюмчика, застегнутость ли сердца, предпочитающего, быть может, холод снежных вершин безжиненной безликости униформы...Вы смогли? У Вас получилось?

"...И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой...
" (Лермонтов,"Три пальмы")




=============
Я благодарю гида музея Инессу Хачатрян за прием, за рассказ. Мне кажется, когда я подгадаю к сентябрю оказаться в Ереване (именно в сентябре ученикам ДМШ им.Спендиарова выпадает честь играть на спендиаровских "Бехштейне" и "Амати"), так, вот, когда я доберусь до сентябрьского Еревана (Нет, Инесса, не Ваше обещание, что в Ереване тепло меня на это сподвигнет, я Вам и сама тепла привезу из Израиля:), так, вот:), когда я доберусь до сентября в Ереване или до Еревана в сентябре, что-то мне подсказывает, Инесса, что в 4 руки на "Бехштейне" мы с Вами что-нибудь сотворим:).


Знаете, почему Инесса и Ашот так рады? Ну, конечно, кроме этой, уже никуда не вмещающейся армянской доброжелательности и широты? Они рады, т.к., Лиза закончила перечислять список из 56 вопросов, которые бы она хотела задать Инессе:) Спасибо!

======================

Мне очень нравится этот проект Localife Armenia. Прецедент выстраивания близости к обсуждаемым темам на расстоянии - создан. И это не одинокая в море зумов встреча, нет, это уже выглядит, как серьезный цикл, настроенный и на постковидную реальность. На этой неделе попытаемся узнать еще две новые темы. Их бы я определила так (если кратко):

Армянин и кухня среда, 17.02.21, 19.00 по изр.вр (20.00 по моск.)

Армянин и книга пятница, 19.02.21, 13.00 по изр вр (14.00 по моск.)
Tags: Армения, история армянского народа, музыка, он-лайн путешествия, талантливо
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment