godinerl (godinerl) wrote,
godinerl
godinerl

Categories:

"Заболеть" Арменией. О женском (Музей истории Еревана)

Ну, пришла пора поговорить и о нашем, о женском:) Шляпки, туфельки, украшения, платья, алмазы в небе. Некоторые экскурсии я смотрю в записи по календарным причинам. На второй экскурсии цикла "Музей истории Еревана" я настолько забыла, что просматриваю запись, что у меня заняло минуты две понять, почему чат бездейственен, хотя я настойчиво нажимаю на все правильные кнопки. Нашим рассказчиком была Марине Хачманукян, стоящая во главе экскурсионного отдела и отдела внешних связей музея. Из своего ДОармянского опыта я могу по пальцам сосчитать рассказчиков в музеях, когда равноценность пропорций уровня знаний, способности их донести и сердечной теплоты была бы настолько неоспорима. Вот тут был именно такой случай. У них тут, вернее, там в Армении, видимо, по-другому не могут:)



"Заболеть" Арменией

Мы не начинали с бани. Но сейчас отправимся именно туда. Последняя баня, которую я не забываю никогда - это тифлисская баня из "Проделок Ханумы" с завораживающией музыкой Гии Канчели. Это мое детство, это кулисы, это оркестровая яма. Это - папа. Это танец кинто, которых никогда не видя вживую, я почему-то сразу отметила для себя, как "своих" (т.е., в лет 7-10 я уже понимала про своих и не совсем?)

Да, так, вот, о бане. Мой муж бакинской выделки (да, 6 первых лет тоже засчитываются) сразу понял, о чем спрашивает Марине, когда показывает вот это произведение башмачного искусства.



Вы подумали, котурны древнегреческого театра? Я даже этого не подумала:) Эта обувь ... от горячки банного пола. Причем, посмотрите - там и бархат с золотым тиснением, и резьба по дереву!


В бане кумушки-свахи-будущие свекрови рассматривали потенциальных невест, поэтому место было отвественное, важное, наряднее, наверное, только на молебен ходили. Обувь такая в Армении называется "налики". Тут у нас по драматургии всегда следует секунда изумления и уголок знатока иврита:)


Т.к., мои познания о банях (как, впрочем, и о лыжах) сугубо теоретические, то, давайте, в этот круг добавим еще и налики. Ровно в тот момент, пока Марине Хачманукян и Ашот Саргсян (Localife Armenia) в Ереване радовали людей мира секретами женского армянского гардероба, я в шаббатней тиши книгу листала: альбом об армянском художнике Георгии Якулове (1884, Тифлис - 1928, Ереван).



И на одной из страниц этой книги дошла (конечно) и до еврейской темы. В 1923 году Якулов был художником по костюмам в постановке пьесы Кайзера "Иудейская вдова" в театре Корша.


Подпись гласит: "Эскиз костюма служителя Храма". Речь, конечно, об якуловском видении одеяний первосвященников (коэнов). Обувь не могла не привлечь моего внимания.


У кого-то баня, у кого-то опять Храм...:)

Кстати, как проходили банные пересуды можно увидеть, посмотрев прекрасный музыкальный фильм "Пепо" (1935). Это - рекомендация Марине и Ашота, и я ею тут же и воспользовалась. Фильм полностью в ю-тубе, на русском языке. Получила удовольствие.

Вот небольшой фрагмент:



У танцующей женщины на платье - расшитый пояс-передник. Такую деталь гардероба разрешалось надевать лишь замужней женщине.


Зимний женский костюм, на который указывает Марине, принадлежал достопочтимой Шамирам, жене купца первой гильдии Акопа Хоросаняна, ведущей свое семейное древо от известного рода Мамикомянов. Зимнее пальто оторочено лисьим мехом, под пальто платье, которое как раз и украшает расшитый пояс-передник.


Именно в этом одеянии, и это уже в пору, когда ереванская знать стремилась следовать законам моды европейской, а не национальной армянской, Шамирам горделиво, под руку с мужем, прогуливалась по ул.Астафьевской, сегодняшней Абовяна. А однажды, по причине некоего важного ходатайства, именно в таком костюме даже предстала пред самой императрицей Марией Федоровной.

И здесь мы подходим к важном моменту-инструкции "Как правильно общаться с армянским народом":)

Я лично для себя уже решила, правда, это трудно осуществлять, что с армянским народом надо молчать, при этом глаза прикрыв темными очками. Спросите, почему? Приведу пример: хотя императрица Мария Федоровна, как нам поведала Марине, и не обсуждала с гостьей с Кавказа тонкости ее туалета, но, возвратившись домой в Ереван, Шамирам выслала в Петербург в подарок императрице точно такой же, нет, еще более дорогой, костюм. Видите, на головном уборе на фото внизу "лишь" монеты, а императрице в Петербург был послан головной убор, украшенный алмазом.


Как это, спросите вы? Они же беседовали о делах более насущных, чем платья, туфли и шляпки... Я же говорила - молчать и темные очки, чтобы армянский народ даже направления вашего взгляда не прочитал. А то потом идут алмазы, меха и т.д:))

Да, кстати, о драгоценных подарках.


Эти серебрянные украшения - часть приданого невест из различных регионов Армении. Так же, как и пояса, представленные ниже.





А платье ниже  - это свадебный наряд ереванской невесты.



В Западной Армении (сегодня - территория Турции) свадебные платья армянских девушек были красного цвета, а шелковое платье в витрине, о котором рассказывает Марине, оно цвета слоновой кости. На платье - уже знакомый вам пояс-передник, вышитый орнамент которого - это Древо Жизни.



Вышита также и нагрудная часть платья. Кроме декоративной функции, у вышивки еще и предназначение некоей защиты от глаза недоброго. Такую же функцию выполняет и фата. Кстати, фату было принято носить еще 40 дней после свадьбы.



На фото ниже - также свадебное платье ереванской невесты. Кстати, очень хорошо просматривается важная деталь - двойной рукав.



Во время рассказа о судьбе подаренного императрице Марии Федоровне женского армянского костюма Ашот в шутку предложил, что если кому-нибудь повстречается этот костюм - главное, вернуть Армении алмаз из головного убора. Ну, если мы про алмазы, то...


Необыкновенно интересная рассказчица. Гостеприимная хозяйка (не забываем, там везде - Дом, с большой буквы). На каком моменте, вы спросите, я забыла, что смотрю запись и ринулась писать вопрос? Во время рассказа Марине об участии декабристов-офицеров и, конкретно, Ивана Пущина в освобождении Эревани от персов в в 1827 году. Да-да, эпизоды с одеждой - они лишь малая крупица того, о чем (хотела написать - "рассказала Марине")... Посмотрите на фотографию, вам кажется, что это рассказ? Я же уже писала, что у них там каждый рассказ - танец...



Экскурсии в Музее истории Еревана - это цикл. Я уже просмотрела записи двух встреч. Спасибо @localife.am, все вопросы по записям решались оперативно.

Теперь о грядущем, которое вот уже, 6 и 7 марта:

1. Третья, заключительная часть цикла в Музее истории Еревана

2. Музей искусства резьбы по дереву

3. Музей-мастерская художника Георга Григоряна

Вот небольшой ролик о его картинах.



Да, кстати, помните фотографию красавца Якулова выше? Того, о ком писал современник:

"Бросающейся особенностью внешности Якулова были его глаза. Под широкими дугами бровей, будто закрашенные тушью, искрами блестели черным лаком выразительные глаза. Много времени спустя я понял особенность якуловских глаз; они постоянно улыбались своим добрым выражением, своей беззлобностью, улыбались своим живым остроумием. Глаза его как будто «швырялись звездной пургой». Якулов улыбался всегда, даже тогда, когда жизнь терзала его."

Это в его доме познакомился Сергей Есенин с Айседорой Дункан. Портрет Есенина кисти Георга Григоряна (они также были знакомы, в московские студенческие годы Григоряна) я сегодня увидела впервые и окончательно поняла суть спора, правда, околомузыкального "Стоит ли давать названия музыкальным произведениям и не ограничивает ли наше восприятие заранее заданная названием программа?" Вот, думаю спросить об этом директора музея-мастерской Мартина Микаэляна, а именно он будет вести для нас он-лайн экскурсию.

Ну, вот, вроде ничего не забыла. Алмазы в небе упомянула. А небо в алмазах? Это уже в Армении, когда откроют наше небо:)
Tags: Армения, история армянского народа, история еврейского народа, он-лайн путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments