godinerl (godinerl) wrote,
godinerl
godinerl

Categories:

"Заболеть" Арменией. Музей художника Геворга Григоряна ("Джотто")

Наверное, самое главное в картине - откуда придет свет. Свет, как правило, приходит из самой большой темноты. Которая, как известно, сама по себе ничто. Темноту надо называть безсветье, и тогда всем всё будет понятно. И еще самое главное в картине - куда свет направится. Осветит темноту, вас - смотрящих - не затронув? Заберется во внутренние карманы ваших оболочек? Будет раскачиваться в глазах смотрящего на вас героя картины? Наверное, самое главное в жизни - куда уйдет печаль. И когда - тоже главное. И сколько будет ходить, пока не вернется.


И эта работа Григоряна - из полюбившихся."Ануш и Саро", 1962 г. Ануш и Саро - герои поэмы Ованеса Туманяна "Ануш" (пер.В.Державина)

"Заболеть" Арменией

В начале марта побывали с проектом Localife Armenia на он-лайн экскурсии в музее, о котором молчат все ереванские путеводители. Вслушались в слова и затишья, синкопы памяти и интермеццо поиска в таковой директора музея. Уже потом поняли, что, вспоминая художника Геворга Григоряна ("Джотто"), на самом деле праздновали день рождения директора музея Мартина Микаэляна. Вот он на фото, начинает свой рассказ.



Тифлис и Ереван, бедность и празднества, встреча и расставание через 10-летие, щедрость приговора огнем и скаредность приговора сокрытия...


"Реквием", 1929 г. Это об архитектуре сказал Гете "застывшая музыка"? Может, он не успел увидеть армянского "Джотто"?


Геворг Григорян, 1897 Тифлис-1976 Ереван.

Лев Горелик в своей книге "Львиная доля" пишет:

"С другим тбилисцем, Геворгом Григоряном познакомил меня сам Гудиашвили. Перед знакомством предупредил, чтобы я не просил у Геворга работ, потому что почти четыре десятка лет (!) тот, ожидая персональной выставки, не дарил и не продавал никому своих картин. Григорян был известным художником в Грузии, но не грузином, не лицом, как у нас любят говорить, «коренной национальности», поэтому очередь на собственную выставку в Тбилиси до него так и не дошла... Жилось ему не сладко в темном полуподвальном помещении, где он писал. Все пространство было заставлено несколькими сотнями работ – висеть им было негде из-за очень низких потолков. Зарабатывал он деньги оформлением чужих выставок... Я много лет молчал. Теперь скажу: мне он свои работы все же подарил, взяв с меня слово никому не рассказывать об этом:

- Если вы скажете, что я вам их продал, решат, что вы лжец, если узнают, что я вам их подарил, подумают, что Джотто сошел с ума»."



"Черные деревья", 1970 г. Да, иногда можно и лишь руки... Или деревья... У Григоряна это переплетено...

Пять раз исключаемый из Союза Художников, четыре десятилетия дожидавшийся первой персональной выставки, одна муза-жена-возлюбленная-подруга-спутница. Диана Уклеба.


Джотто рисовал Диану впервые в 1926 году, в Кутаиси. Диане было 16. Лишь через 10 лет, случайно (так это называется Там в книге жизни?) они увидятся снова (Диана училась в Тифлисе, в Академии художеств). Джотто предложит позировать, на стене студии Диана увидит свой портрет 1926 года, тот, кутаисский...

Ниже портрет Дианы 1945 года.



И снова из Льва Горелика, его книги "Львиная доля":

"Она была девочкой крестьянской, трудолюбивой и зарабатывала на жизнь не боясь никакого черного труда. За пятьдесят лет их совместной жизни она ни разу не бралась за кисть. Только втайне писала стихи. Когда Григорян ушел из жизни, Диана, похоронив его, пришла с кладбища, подошла к мольберту, на котором стоял готовый для работы холст, взяла в руки мужнину палитру с еще не высохшей краской и начала писать. За три года она написала около 70 работ"


Диана Уклеба, портрет отца. А с ним расставание у девочки случилось, когда ей было 7 лет. Жизнь из расставаний?


А так запечатлела Диана взгляд последнего расставания со светом своей жизни. "Последний взгляд". Как раз этой, как и всех остальных работ Дианы Уклебы мы не увидели. Зал музея, в котором обычно выставлены ее картины, был отдан под выставку рисунков юного (9-летнего) художника.

Здесь и далее - работы Геворга Григоряна, главного "героя" нашей экскурсии в музее, находящемся в самом центре Еревана, но от этого не становящимся более оживленным и востребованным... И зря...


"Прощание", 1928 г.


"Айкуи", 1922 г.


"Портрет Степана Шаумяна", 1926 г. Мне кажется, это единственный герой портретов у Григоряна, кто улыбается. Такими революционеров в живописи, да, и в других видах искусств, не изображали. Мне понравилось. Как выясняется, и Яакову Тугенхольду работа эта очень понравилась. Он видел ее в Москве, на выставке в 1927 году.


"Девушка с веером", 1926 г.


"Портрет Мурадяна", 1922 г. (Нашла упоминание о том, что Мурадян был музыкантом)


"Портрет брата", 1928 г.


"Женщина в красном (Варя)", 1925 г.


 "Портрет Комитаса", 1965 г.


Это одна из самых понравившихся мне в этом музее работ. "Клавиатура и ласточка" (1965 г.), работу художник посвятил Геноциду армянского народа. Лишь напомню, холм, на котором в конце 60-х будет воздвигнут Мемориал памяти жертв Геноцида 1915 года, называется Крепость Ласточки (Цицернакаберд)

Удивительная вещь: в музее я не заметила разделения работ по хронологическому признаку. В этом нет необходимости: стиль у Григоряна, похоже, бродит по петле Мебиуса, лишь в этом находя спасение от утомления всеядностью.


"Последний танец (кинто)", 1973 г.


"Портрет Джульетты", 1961 г. Джульетта жила по соседству с Геворгом Григоряном и Дианой.


"Абстракция", 1971 г. Эта работа уже ереванского периода: Григорян переехал в Ереван из Тбилиси в 1962 году.


"Зной в Ереване", 1971 г.

Слушая рассказ Микаэляна, я почему-то все время возвращалась мыслями к дормановскому "Подстрочнику" и Лилиане Лунгиной...



Работе на фоне справа - "Пианистка"


Портрет написан в 1961 г.


Портрет графика-наивиста Вано Ходжабегова (Ходжабекяна), 1875-1922, Тифлис. Работа 1971 года


"Спящая девочка", 1966 г.


"Портрет матери ДианыУклебы", 1939 г. Джотто писал эту работу в период, когда семья Уклеба потеряла троих сыновей.


"Беженка Манушак из Эрзерума", 1929 г. Единственная картина, не сожженая самим автором, из его 300-х работ о жертвах геноцида, бежавших из Турции в Тифлис. Спасена тетей художника. Решение (1936) сжечь работы на эту тематику было принято после угрозы доноса "на разжигание вражды между народами", который грозилась осуществить сестра художника Самико.


"Портрет Самико", 1927 г.

Я вчера пересматривала запись зум-эфира этой экскурсии (о возможности увидеть видео можно спросить здесь). Еще какие-то открытия, еще какие-то, зазвучавшие лишь сейчас, детали, которые упустила в он-лайн эфире. И все время за спиной директора музея Мартина Микаэляна я видела, сколько нерассказанных полотен остается для будущих визитов...


Два поколения мужчин Армении. Мартин Микаэлян, директор Музея художника Геворга Григоряна ("Джотто") и Ашот Саргсян, создавший проект @localife.am О чем-то уже думают по-разному. И это верно и правильно. Умеют слушать друг друга. И нести дальше. Нам. Всем тем, кто пришел. И придет. Спасибо!
Tags: Армения, искусство армянского народа, он-лайн путешествия, талантливо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments