godinerl (godinerl) wrote,
godinerl
godinerl

Categories:

"Заболеть" Арменией. Дом-музей художника Минаса Аветисяна, Джаджур

"...как восторгающегося, так и глумлящегося..."

(из слов Р. Давояна (1993) о типах людей, влекомых (кто из любви, а кто и из ... ненависти(!), к творимой Художником красоте. Сказано в очерке о судьбе Минаса...)

===========

В тот февральский 1975-го года вечер не пойти в оперный театр было нельзя. Давали 50-е представление балета-оратории "Антуни". Минас оформлял этот спектакль еще в 1968 г. Считайте, юбилей. Которые он, видимо, не любил. Шумный круг друзей, с которыми можно, если запросится душа, и просто помолчать,  - принимал, а громозвучность необходимого официоза – не любил. Говорят, если этимологически препарировать одно из определений средневековых армянских песнопений - "Антуни" – не возможно будет не заметить "бездомности" этой части репертуара армянских менестрелей: Тун на армянском – это Дом, а Ан - частица, отрицающая следующее за ней понятие...


Минас Аветисян (Минас), из эскизов декораций к балету композитора Оганесяна "Антуни".


У Дома-музея Минаса есть двери. Дом-музей - в селе Джаджур. Там северно, там к тебе присматриваются сквозь оголенность веток небеса и предгорья. Там на тебя смотрит Художник, этот музей никогда не видевший.



У Дома Минаса есть окна.


Автопортрет с мамой и супругой "Раздумья. Моя семья". 1973 г.

Двери нужны, чтобы разглядеть пришедший день.



Окна - для того, чтобы ждать.



Всматриваясь в неморгающую скрытость вдохновения или ожидая известия, от которого в боязни заранее отворачиваешься...


"Утро в деревне".

Двери и окна Домов бывают уводящими к стенам времянок-пристанищ, в которых будь (как в стволах деревьях) кольца, они умели бы считывать количество будущих картиноисчислений, повергая в ненужность будущие искусствоведческие корпения.


В Армению после ученичеств в репинском институте в Питере Минас вернется в начале 60-х. Обоснуется в Ереване. На переднем плане, слева направо: художники Минас Аветисян, Рудольф Хачатрян, Георг Григорян (Джотто) и Ерванд Кочар.

По такой ли шаткой лестнице, как та, которая почти додумывается справа в этом кадре, поднимался в первую ереванскую мастерскую Минаса Сарьян? Восходя по лестнице, Мартирос Сергеевич, на тот момент уже перешагнувший рубеж восьми десятилетий, от помощи отказался. "Должен привыкать. Ходить сюда буду часто", - сказал.


Они мерились руками. У кого кисть руки лучше. Они, пришедшие из непересекшихся в одном узле эпох, - как-будто бежали навстречу друг другу, уловив идентичность любовного отношения к Дому. Который Земля. Который Армения. И в котором так возвышенно звучат цвета желтый и красный, эти частые изгои ВНЕармянского искусства, отводящего им роль персонажей харАктерных и бОльшего убоявшегося.

Минас воспевал Солнце своего Дома - Армении концентрированным сгустком абрикосового гула,



шепотом дымки серо-небесного эликсира, приглушенно проходящего сквозь ветви.


Взято на странице Музея в фейсбуке

В Доме-музее Минаса в Джаджуре мы увидели и чужие двери. Ереванская квартира балетмейстера Евгения Чанги была по мнению Минаса мрачна. Кисти, краски, один вечер - и высокопотолочные врата осветились мозаикой 16-ти оконных полотен. В них -  многоголосица диалогов, хоры внутренних бесед, притихший скепсис надежды...


фотография с юбилейной, к 90-летию Минаса, выставки в Ереване.

У Дома-музея Минаса есть Хранитель.


Сын художника Арман Аветисян. Здесь он на фоне портрета отца. "Папа ужасно обрадовался" - такие слова звучат в зум-эфире, когда я делаю этот скрин. Чему, спросите вы? Привезенному из-за границы степлеру, позволяющему быструю натяжку холста на подрамник.



Вообще-то, я Армана Маяком назвала. Так почувствовала. Маяки - они, знаете, заметны, как правило, ночью, когда так стемнело, что без их подсвета и не доберешься туда, куда спешишь. Чтобы свет маяка был виден, ему, маяку, надо забраться на какую-нибудь вершину. Ему нельзя там, где уравненность столпотворений. Ему надо там, где фальшь не перебьет цвет света.

"...Мы вошли в мастерскую, Минас включил дополнительное освещение, и со стен этого помещения (мастерской, столовой, спальни, кухни и т.д., все в одном «лице») на нас глянули его работы. То, что я увидел, было для меня столь неожиданно, что все, что было до этого — дождь, слякоть, эта лестница, «разочарование» и все прочее, — все это моментально исчезло, как бы испарилось. Показалось, как будто со мной произошло что-то необычное, до сего дня неиспытанное; что-то новое, перевернувшее все мои прежние представления – Взрыв Цвета!" (из воспоминаний Яакова Заргаряна "Мой Минас")

Профессор ереванской консерватории Яаков Заргарян написал эти строки, вспоминая, в том числе, и вот эту картину. "Ткут ковер", 1964 г. Она - в Джаджуре.



А мне подумалось нечто похожее, когда я впервые увидела этот автопортрет Минаса (1972 г.)


Эта работа написана после пожара 1972 года, уничтожившего ереванскую мастерскую, а в ней 100 картин, готовящихся к выставке Минаса в Париже. Пожара, спалившего ценную библиотеку, письма, архив... Плавившиеся стены давили под собой прошлое. Давили прошлое, чтобы лишить настоящего. Забывая, что Художники умеют жить по измерениям Вечного...



...

В тот, февральский 1975 года, вечер не пойти в оперный театр было нельзя. Давали 50-е представление балета-оратории "Антуни". Считайте, юбилей. Которые он, видимо, не любил...  Его, идущего домой, та машина будет раздавливать на тротуаре три раза. Минас встанет после первой атаки. Приподнимется на одну ногу и после второй. После третьего вдавливания в стену ночного города он неделю проборется, видимо, подсчитывая бухгалтерию собственных мечтаний. А мечтаний у него было три: жить и писать в Джаджуре, создавать фрески, проиллюстрировать абовяновские "Раны Армении"...


Фото отчего дома Минаса Аветисяна в Джаджуре - от организатора этой очень неблизкой поездки Ашота Саргсяна (Localife.am). ДОМ был разрушен в результате страшнейшего землятресения 1988 года. Советское прошлое напомнило вам слово "Ленинакан"? Джаджур - это там, рядом, 15 примерно км от Гюмри (так сегодня называется тот рухнувший и восстановленный город).

"В первую секунду, - когда Соловей произнес слова: "Вы свободны", ребята тоже готовы были закричать "ура", однако сразу поняли, что это еще не та свобода, которая им была нужна. Они долго стояли перед дверью с огромным ключом. За ней слышались сопение Правителя, глухие удары. Видимо, он пытался открыть дверь.

- Вот что, - произнесла Нина задумчиво. - Надо сделать так, как говорил старый волшебник. Будем строить дом.

Костя невесело рассмеялся:

- Если бы мы умели. И то вдвоем это сколько надо времени! До старости? Больно нужно возиться! До старости и в пещере проживем. Это же не на бумаге: нарисуем - будем жить..."



"Армянский натюрморт"

Мне показалось или так оно и есть, что у героев повести "Остров лентяев" (1973) Леонида Красовского просто не было ни верных красок,



ни достаточной опаленности кистей, переживших все пожары, тления и горения?



========================
Послесловие:

1. "И, вот, встретились армяне, евреи, одесситы и сибиряки" - так можно было бы начать описание этого прекрасного зум-тура. Кстати, из Новосибирска в чате пришел интереснейший комментарий о бликом знакомом Минаса художнике Николае Грицюке и его дочери Тамаре, также художнице и последователю творчества Минаса. Если вы не знали, Грицюку посвящали свои стихи Высоцкий и Окуджава. Но это уже другой пост.

2. Очень волнителен был тот факт, что на эфире присуствовала, и это в качестве зрителя, Рузан Сарьян, внучка Мартироса Сарьяна, директор Дома-музея Художника в Ереване. К Рузан у меня лично особый пиетет и волнительно было слышать ее отклик в эфире, ее рассказ, признание в открытии некоторых фактов, о которых рассказал Арман, сын Минаса, например, упоминание того самого визита Сарьян по шаткой лестнице в первой ереванской мастерской художника. Процитирую выдержки из слов Рузан:

"Для меня это всё настолько близко, настолько волнительно, что я просто слушаю каждое слово Армана... Арман-джан, с любовью всегда к Вашей семье и к Минасу и, дай, Б-г, чтоб всё это сохранялось, и как можно много людей видели и приобщались к искусству Минаса.

Мы должны научиться показывать миру наших выдающихся мастеров. И я думаю, это надо делать, мы с Вами этому служим. Дай, Б-г, Вам терпения, здоровья и успехов больших"



3. Ну, и как мы говорим на иврите, "и последний - самый милый":

Всего лишь 8 недель назад я увидела в инстаграмме толстовку. Ну, хорошо, хотите модерновых слов - свитшот. На ней (нем) был портрет. Тот самый (прокрутите пост выше) после пожара студии написанный автопортрет... Я спросила, кто это? Мне ответили - художник Минас Аветисян. Я поняла, что с этим надо что-то тут же делать. Конечно, нашла картины, ролик, Интернет почти всемогущ. Всего лишь 8 недель прошло. А мы с проектом Localife.am оказались там. Он кудесник, я уже это писала и говорила, этот парень Ашот Саргсян (слева на фото).

А знаете, о чем они с Арманом здесь смеются?


 - А как прошел год пандемии для музея? - cпросила я.

 - Ужасно! - еще не дослушав конца вопроса, тут же выдал Арман. (страницы музея в соц.сетях:
здесь и здесь)

Если так выглядит ужас:), то меня тоже одолевают такие ужасные чувства, особенно, в месяцы ковид-бытования, пришедшиеся на армянский период:). Понимаете теперь, что роднит армян и евреев?:) Думали, лишь радостные песни в миноре?:) Можете сами в ближайшее воскресенье проверить.18.04.2021, 18.00 по изр.времени (оно же мск.). О коллекции кукол с интереснейшей Марине Хачманукян из Музея истории Еревана.

Tags: Армения, искусство армянского народа, он-лайн путешествия, талантливо
Subscribe

  • Как Бернард Шоу плавал в озере Кинерет

    Сегодняшняя наша история снова из альбома лорда проф.Давида Самуэля, вернее, из его третьей, еще пока не опубликованной на сайте "Израиль,…

  • Полеты во сне и наяву-2020

    Сейчас я расскажу вам, где порой можно нарывать информацию для исследований по фотографиям нашего проекта. Во снах. Приключилось со мной. Ночью в…

  • Помощь зала в расшифровке текста (англ.)

    Други, у кого что получится, слово, строка, фраза (Всё, кроме слова в скобках в 5-й сверху строке, уже понятно) Ставлю и само фото, к которому эта…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments