godinerl (godinerl) wrote,
godinerl
godinerl

Categories:

"Заболеть" Армений. Выставка "Армянка", Гюмри

Да, конечно, она невозможно красива, эта "Девушка с Востока" кисти Аршага Толваняна (1880-1969). Образу непосредственно армянской женщины у Аршага посвящена другая его работа. Но именно эта "Мона Лиза из Гюмри" послужила три года тому назад отправной точкой для Айка Демояна в создании выставки, посвященной образу армянской женщины в изобразительном искусстве и фотографии периода 16 - нач.20 вв. Под катом - отчет об он-лайн экскурсии в рамках проекта @localife.am (Localife Armenia)


Аршаг Толванян, "Девушка с Востока", фрагмент. Вот, прямо любуюсь...Не знаю, в моих глазах она красивее Джоконды. Теплее, что ли...



Непосредственно название "Армянка" носит вот эта, представленная ниже, работа художника Аршага Толваняна. Но ее (пока?) в коллекции Демояна нет:)



Гюмри - родной город Собирателя, так Демоян называет себя. Место выставки - старый дом черного туфа постройки 1870 года. Одним из обитателей дома был когда-то гюмринский градоначальник Геворк Анесоглян, свою номенклатурную лестницу продолживший на посту мэра Еревана и там же и встретивший репрессии 1938 года, без особого для себя везения, надо заметить. Этот дом - лишь первая площадка планируемого Айком Демояном и фондом GYUMRI 20/25, им курируемым, культурно-исторического комплекса в районе Слободка. Неожиданное название: "моя" Слободка (исключительно еврейская) осталась в Ковно, а сегодня живет в названии известнейшей израильской ешивы - "Слободка". В комплексе планируется открытие Центра "1887", посвященного истории александропольского периода города, а также музея коллекций Демояна, в тематике которых вы легко уловите связь с еще одним названием города, уже эпохи СССР - Ленинаканом.

Среди экспонатов выставки, которую мы посетили он-лайн, газетные передовицы, иллюстрации из путеводителей несовершенных путешествий, фотографии и т.п. И всё это - в посвящении к армянской женщине. Выставка так и называется "Армянка". Планируется издание каталога и открыточных наборов.

Помните, в "Литературке" была интересная рубрика "Если бы директором был я..."? Перефразируя название, осмелюсь добавить: "если бы куратором была я"🙂, предложила бы обыграть адресность дома по улице Ваана Терьяна, 25, поэта Терьяна, где проходит выставка:

"Открыта дверь — входи, ночной прохожий,
Открыто сердце - пусть придут ко мне
Все, кто устал бродить по бездорожью,
кто позабыл об отдыхе и сне,
Чей день затянут мглой, чей жребий смутен,
Кем навсегда потерян отчий кров,
Кто неприкаян, жалок, бесприютен —
Горит огонь мой и нелжив мой зов.

Я, как и вы, блуждаю без дороги,
Я сир и безоружен против зла,
Я всем вам брат — у нас одни тревоги,
Одни и те же беды без числа.

Но есть любовь в душе моей раскрытой
И ваша боль в груди моей болит,
Ведь лишь любовь нам может стать защитой
И сердце только сердце исцелит..."

(перев. А.Налбандяна)



Я всегда говорила своей рыжеволосой дочери, что к ее волосам идет одежда цвета оливы. После знакомства с Арменией, думаю, именно эта испещренным порами убегающей лавы черность туфа - вот мое открытие для следующих материнских советов рыжей девочке:) Комод здесь не случайная часть интерьера. Этот дом в начале 80-х был съемочной площадкой для известного фильма "Танго нашего детства", по сюжету которого комоду отведена роль, схожая с чеховским ружьем, висящем на стене.


А как же я во время он-лайн эфира не заметила фортепиано...?:) Ну, мы уже знаем, это привычный элемент в армянских стенах.


И в период реставрации дома, и во время подготовки выставки приходили в эти стены выросшие со времени съемок в фильме "Танго нашего детства" гюмрийские "мальчишки" сегодняшних пятого десятка лет и вспоминали, как получали по 5 рублей за участие в массовке и за четыре дубля разбиваемого по сюжету окна...

Одной из центральных работ выставки является картина "Мать Армения".


"Мать Армения", фрагмент. Данную работу, отпечатанную в парижской типографии Джаника Арамянца, Айк отнес к 1860 году. Как мы увидим далее, этот сюжет по объяснимым причинам был довольно популярен и использовался, как художниками, так и мастерами декоративно-прикладного искусства и в более ранний период и гораздо позже. На разрушенных камнях столиц и городов Армянских царств сидит эта грустная дева: Ервандашат, Сис, Арташат, Нахиджеван...


"Мать Армения", фрагмент. Поверженная царская тиара - еще одна цитата в данной работе, отсылающая нас к монетам Римской империи, выпущенным "в честь" поверженного Армянского царства.


Римская монета с тиарой (справа) Армянского царства


"Поверженная Армения", римская монета


Айк Демоян рассказал, что в его коллекции несколько вариантов работ на данную тему ("Мать Армения"), выполненных в различных техниках (от живописи до гобелена, от газетной иллюстрации до мозаики).

В книге воспоминаний Гургена Маари я увидела вот такое описание первого визита будущего писателя в редакцию одной из газет в Тифлисе (речь идет о первых, после спасения из Турции, годах юного Маари):

"Это был большой зал (по крайней мере, мне тогда так показалось). На всех стенах были развешены многочисленные фотографии, картины, пейзажи и портреты, а на подставках стояли бронзовые и мраморные бюсты и статуэтки. В центре зала висела на стене большая картина - "Мать Армения", представлявшая грустную женщину средних лет, с распущенными волосами, сидевшую будто на театральных руинах." В примечаниях к книге Маари в качестве автора работы упоминается художник Аршак Фетваджян (1866-1947)

В продолжение темы монет Римской империи о поверженной Армении упомяну и совершенно идентичные по сюжету монеты той же Римской империи, но уже касательно поверженной ... Иудеи

Поверженная Армения


Поверженная Иудея


мотив римской монеты "Поверженная Иудея" в декоративных росписях от Зеева Рабана в Доме-музее Бялика в Тель-Авиве


Самый старейший экспонат на выставке - иллюстрации из книги Чезаре Вечеллио (1530-1601), посвященной костюмам народов Европы, Азии и Африки. Костюмов у Чезаре набралось аж на 6 сотен, и представьте, этот своеборазный инстаграмм, рассказывающий о моде и пристрастиях с разных континентов, был абсолютно.. вымышленным. Сам Вечеллио нигде особо не путешествовал (бедный, ведь, и он-лайна не было:), но, однако, двоюродный брат Тициана (да-да,именно такое родство связывало нашего выдумщика Чезаре с великим художником) книгой своей прославился. Впервые она увидела свет в 1590 году, переиздание случилось уже через 8 лет. Видимо, была востребована.




C нами все еще Чезаре Веччелио и его многостраничный труд "Costumes anciens et modernes. habiti antichi et moderni di tutto il mundo" (к. 16. в)


Следующий автор - Аллен Манессон Малле, французский картограф, инженер, путешественник написал огромный труд Description de l'univers, который был впервые издан в 1683 году, В книге было огромное количество карт, а также иллюстраций авторства самого Малле.


фрагмент


Кстати, Малле оставил нам и гравюру, изображающую Ереван. Ну, так, он, по крайней мере, это увидел.


И снова иллюстрация из труда Аллена Манессона Малле. На сей раз армяне константинопольские. Именно женский образ слева был выбран создателями выставки "Армянки" для визитной карточки коллекции.


И продолжая тему константинопольских армян - конечно, мусульманское окружение накладывало отпечаток на одеяние и армянской женщины.

Отличительная черта - полузакрытое лицо


Продолжая тему влияния мусульманского окружения...






Армянки Нахичевани


Армянская девушка из Карабаха


Армянка из Исфахана, Иран. Работа приписывается Théophile Emmanuel Duverger (Париж, 1850

фрагмент

посмотрите на длину этих волос...


Об армянах из Дунайских княжеств я услышала впервые еще на он-лайн мастер-классе по армянской кухне. Армяне этого региона, в основном, католики.




Две работы выше - не успели обговорить их региональную принадлежность, а вот эта работа - это армянка из Грузии.

По количеству выписываемых фрацузских журналов моды городок Ахалцих (сегодня Ахалцихе, Грузия) по праву называли "Парижем Кавказа"

Прекрасный образ...




Армяне в Индии

Пытаюсь понять, рассматривая работу, у армян было разрешено многоженство?:) Бомбей и Мадрас - вот основные места сосредоточения армянских общин Индии. Говорят, что первый вариант Конституции будущей свободной Армении написали именно индийские армяне, и было это еще в конце 18 века. Название у этого свода законов было интересное: "Западня честолюбия". Теперь я понимаю, почему израильтяне так любят ездить в Индию... Кстати, первая в мире армянская газета тоже увидела свет именно в Индии.

Интересный раздел выставки - газетные иллюстрации.

Сцены и образы армянской жизни - на первой полосе иллюстрированных лондонских новостей за 19.07.1873 г. Вот несколько образов вблизи, причем не только женских:


Армянская женщина из села неподалеку от Баку (мне кажется, Айк упомянул название села, как Карабо, но не уверена).


Армянская девушка из Баку.


Когда вы идете в грузинскую лавочку на Махане Йегуда, главное, не просите у них "армянский сникерс", хотя именно так в Армении, в шутку, и называют чурчхелу:) Сугубо мужская иллюстрация, опять же с первой газетной полосы "Лондонских новостей" за 19 июля 1873 года. Айк Демоян сразу сказал: будущий выставочный раздел из его коллекции, посвященный образу армянина, будет гораздо лаконичнее, чем выставка о женщинах. Мы не спорим:)

А эта сценка под названием "Cвадьба в Армении" появилась на первой полосе французского журнала для путешественников в 1894 году:







От гравюр и литографий конца 16 века уже добрались до фотографий нач.20-го. Хотя даже уже при наличии фотографии, не сразу техника газетопечатания позволяла задействовать запечатленный фотографом образ на страницах прессы, а потому снова прибегали к помощи художников.


Фрагмент фотографии армянской девушки, дочери богатого тифлисца, будущего ереванского градоначальника. И ниже - сама фотография.



Покажу еще несколько образов:






И последний:

Армянки и гречанки Трапезунда (сегодня Турция), 1875 г.

Можно было бы продолжать цитирование иллюстраций с он-лайн экскурсии по выставке "Армянка" в Гюмри, но я хочу завершить повествование моей личной армянкой, о которой я случайно (?) узнала, уже даже не помню каким образом, вдруг увидев короткое видео с ней, как раз пока готовила этот пост.



Мало того, что Анжела Шахбазян красавица (на фото слева), она еще и верная и преданная армянка - своему отцу, от которого ее почти приказом упрашивали отречься, своему народу, своему языку, знания которого ее хотели лишить, как дочери репрессированного и отосланной в чужую языковую среду, мало того, что она прошла все, что прошла и не потеряла достоинства, она еще и с хорошим и мудрым чувством юмора. А это, видимо, и есть Армянка?

Этот анекдот в исполнении Анжелы я переслушала уже раз 10:) Никогда не слушайте лишь то, ЧТО человек вам говорит, слушайте, КАК он это говорит. Весь цимес, ой, простите:), вся музыка - она именно там, в КАК.

Tags: Армения, история армянского народа, история еврейского народа, он-лайн путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments