godinerl (godinerl) wrote,
godinerl
godinerl

Category:

"Почему Шуберт не закончил свою симфонию?"

В 1937 году тель-авивский театр "Матате"прославившийся своими сатирическими постановками, выпускает спектакль "Ой, Тосканини!". Судя по содержанию, приезд итальянского маэстро в конце декабря года предыдущего – 1936-го – для непосредственного участия в первом концерте только что созданного филармонического оркестра, для молодого еврейского города даром не прошёл. Не случайно драматург и режиссер спектакля для пущей убедительности в показе помешательства, охватившего Тель-Авив, обратились к образу Дибука


Эскизы костюмов Натана Альтмана к вахтанговской, 1922 года, постановке в Москве спектакля по пьесе Ан-ского"Дибук"


Оставим в стороне беседу двух синагогальных певчих, угрожающих ребе, что в случае очередного упоминания
молящимися имени Тосканини, они – певчие – подадутся в Гистадрут, с сожалением, но перелистнём страницы прекрасного монолога а-идише маме, объяснившей на свой лад связь между грехами нашими и успехом знаменитого дирижера, и остановимся на вот каком эпизоде:

Лея, героиня Дибука, приведённая к ребе своей мамой, безучастно стоит в стороне, как-будто погрузившаяся в глубокий сон. А-идише маме, перечислив факты безраздельного властвования Тосканини над мышлением дочери, завершает свой монолог так:

А, вот, пошлёшь её за яйцами, приносит все побитые. Спросишь, как угораздило, ответит, что, мол, не она виноватая, а регулировщик дорожный, который вместо движения направления "Неоконченной симфонией" Шуберта управлением занят был... Прямо, причём, на дороге...Как тут и машинам, и Лее, с яйцами с рынка спещащей, не запутаться...

Кадр из телевизионного фильма (1968 г.) с одноимённым названием. Последующие чёрно-белые фотографии, где вам покажется, что мелькает тётушка Чарлея или, на худой конец, актёр Александр Калягин, оттуда же

Говорят, "Неоконченная" Шуберта звучала на том - первом концерте филармонического оркестра в Тель-Авиве. Многие музыковеды бились над загадкой незавершённости этого произведения. Разные эпохи – разный диаметр полёта фантазии. В 1958 году Квартетом Театрального Клуба была записана песня на стихи Дана Альмагора, давшая свою версию объяснения происшедшего...Строку "композитор" Йоханан Зараи скромно поделил с самим, как гласят энциклопедии, "автором 600 песен и 9 симфоний", а, среди прочего, и автором симфонии Неоконченной, ушедшим так рано и не узнавшим, что симфония эта впервые прозвучит лишь спустя тридцать один год после его смерти. Зараи и Шуберт поделили музыкальное поле следующим образом: припев и вступления остались за Шубертом, остальную территорию ринулся осваивать Зараи

Итак, версия Дана Альмагора (подстрочный перевод – мой):

Уж вечерело.

 В небольшой – всего-то комнат две, да, холлл- квартире на тель-авивской  ул. Раско,

сидел младой и одарённый композитор.

К роялю, не замешкав, подошёл,

Взял чистый нотный лист,

И написал  чернильной важной ручкой:

"Симфония си-минор"


О, то мелодия, не устыжусь которой.

О, звуки те, с которых записи начну симфонии своей.

И наконец-то, напишу симф...

Звонок вдруг в дверь раздался –

За электричество пришли оплату возыметь.

Затем за половинкой луковицы соседка заглянула,

Вслед ей – повестку на сборы резервистские доставили...

Ну, вот, и лишь тогда,

вернулся композитор к си-минорной симфонии своей...   

Эта мелодия...

Ах, было бы сейчас немного коньяка...

Эта мелодия...

Когда ж, в конце концов, закончу я её

И напишу симфон...

"Кафе "Арье"?! – ошибка телефонного звонка.

ДомОвый комитет взыскать семь лир мазутных.

Глас радио, шумящего напротив, по-соседски.

Сосед, терзающий виолию над потолком,

Да, мальчик кашляющий, к которому всё доктор не спешит...

Эта мелодия...

"У мальчика 38.8!

Быть может, то ангина!?"

Когда я завершу симфонию?

Нет времени писать симфони...

Детей у Шуберта и не бывало.

Он и женат-то не был.

Ни радио, ни телефона,

И свет лишь от грошовых свечек,

Да, и рассыльный писем отармейских

С известиями Шуберта не навещал.

И никогда не жил на Раско Шуберт.

Так, почему же, почему же, почему ты не закончил, Шуберт,

Симфонию свою?

Это - мелодия, которую Шуберт так и не завершил.

И если так случилось,

Наверняка, нашлись причины, что не успел законч...

Почему?!

Смеркалось.

Сидел наш Шуберт в комнатушке тесной и холодной.

Позёвывал,  потягиваясь...

Работать сколько ж можно...

И вдруг... В окне напротив...

Прекрасная Тереза, не торопясь,

Снимала платьишко с себя...

Эта мелодия...

Ой... Как же дрожат мои руки...

Эта мелодия...

Есть у Терезы парочка груд...

Ах, какие гр...

Нежданно скрылась из окна Тереза,

Остался Шуберт в ожиданьи-удивленьи.

Но, чу! Стучат, вот, в дверь.

Сама прелестница Тереза...

Господа! Что ж удивительного тут,

Что незаконченной осталась... Симфония?:)

Вот вам мелодия,

Которая не завершится и вовеки.

И если есть у вас претензии,

Что не закончена она,

Пошлите их к Терезе прямиком...

Редакция считает своим долгом напомнить, что кроме перевода стрелок на нужную тему, март повелся на апрельские шуточки и завершил своё присутствие. Хотя бы на этот  год. А потому - с Первым апреля всех
(:
 Примечание: и о первых шагах театр "Габима" на израильской земле, начавшихся именно со спектакля, эксизы к которому я сфотографировала в прошлом году на выставке в тель-авивской башне "Мигдаль шалом", и документальный журнал за март 1937 года "Йоманей Кармель" со сценами из скетча театра-щётки "Ой, Тосканини", можно увидеть среди прочего в 48-часовой мультимедиа, представленной на минус первом этаже Дома Города, он же Бейт-хаИр, входящий в комплекс Бялика

Фото dona-anna

Tags: Музыка, баловство, израильская музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments