godinerl (godinerl) wrote,
godinerl
godinerl

Categories:

"На ивах у реки мы повесили наши лютни..."(из псалмов Царя Давида, 137)

Конечно, этот пост надо было ставить в Музблог. Сплошная скрипка. Хотя нет, вокал тут тоже будет. И оркестр пригодится даже раза два. С хором. А один раз – без. И всё время будут зрители. С аплодисментами. Или без. Это, как им душа повелит. Или, кто-то, кого некоторые слушатели послушно вместо души выбирают. Ну, вы знаете...



 
 
Вена. Оперный театр. "Веков рубеж", как принято писать в титрах затянутых фильмов. Первую скрипку звать Арнольд Розе.




Фото 

До 16 лет – город Яссы, фамилия Розенблюм, династия каретных дел мастеров. После 17 лет – город Вена, концертмейстерство в оркестре филармоническом города Вены и в того же города оркестре оперного театра. Союз с сестрой самого Густава Малера. Дети, и без ретуширования мастеров фотоателье, похожие на ангелов. Особенно, дочь. Альма. 1906-го года рождения. И 1944 года смерти. 



Да, кстати, о каретах. В Вене Арнольд имел собственную карету для выезда, не говоря уж о разноцветье медалей, грамот и других знаков притворного внимания дворов и дворцов Европы. В свободное от настраивания оркестра на единую волну время, Розе ещё и руководил квартетом. Шенбергу легче было добавить двух музыкантов, чем искать другой, превосходящий по уровню квартет Розе состав для первого исполнения своего  знаменитого секстета  "Просветленная ночь".... 

Ночь, менее отличающася просветленностью ситуаций и лиц, наступила 13 марта 1938 года.

Они просто поменялись местами - Гитлер и Арнольд Розе. В 1906 году, помните, в год рождения Альмы, на вагнеровском "Тристане и Изольде" Гитлер, осаждавший Вену проявлениями своих живописных талантов, в перерывах между поражениями на вступительных экзаменах в Академию художеств, внимал скрипке Арнольда в третьем акте оперы любимого автора. А теперь... Теперь, Арнольд, как и все остальные-оставшиеся евреи Австрии, будет внимать ритму, динамике и голосоведению речей неостановленного выскочки, с мольбертом фантазий, страшащих реализмом поступи.




За два дня до аншлюса в Венской опере будут давать "Евгения Онегина". Часть публики оставит вопрос Ленского "Что день грядущий мне готовит?" без ответа, а ряды факелоносцев пополнятся эстетически подкованными радетелями превосходной чистоты звуко- и кровосплетений.

За день до аншлюса шел "Тристан". После своего последнего в Вене спектакля Первая скрипка будет возвращаться домой на последнем трамвае. Пустота вагонов позволяет попыткам сцепившихся алогизмов выглядеть естесственными. 14 марта 1938 года, в первый день нацистской Вены, музыканты-евреи Венской оперы и Венского симфонического оркестра будут отправлены на пенсию. Арнольда попросят забрать личные вещи из комнаты оркестрантов...

Это запись Арнольда Розе от 1928 года...

О дочери- Альме - можно прочитать в переведенной с английского на иврит книге 'Альма Розе. Из Вены – в Освенцим".



На русском языке выложены в Сети  прекрасные очерки Артура Штильмана. Там - весь путь этой женщины – от "Вальсирующих девушек Вены" до женского оркестра в Освенциме...



Я расскажу лишь об одном эпизоде.

Скажите, вы верите, что можно разлюбить? Разлюбление, как считал Ваша Пржигода, чешский скрипач-виртуоз, сроков не выбирает. Тем более, как говорят современники, отличался Ваша, чувственной виртуозностью...А, может, наоборот – виртуозной чувственностью...Ведь почувствовал год и срок... 1935-й.... Законы о чистоте арийской крови. Правда, это в Германии. А они с молодой женой Альмой, вроде, в Австрии, а затем в Праге...Но...




Альма и Ваша

А развод и необязательно было приписывать просчетам ритма и темпа идеологических модуляций... Совпало... Был молод, обожаем, снимался в кино, на скрипке играл...И, правда, хорошо играл... В Третьем Рейхе, на благо которого во время войны Ваша был занят интесивной концертной деятельностью, ценили такую хорошую игру. По правилам...


По правилам игры Третьего рейха у Альмы мог оставаться шанс выиграть время для поиска прибежища, если бы Ваша согласился сохранить хотя бы фиктивный брак...

Кстати, о правилах.
Вопрос: Если композитор использует текст поэмы в своей симфонии, отчего дирижеру должно стать угодно отобрать этот текст у хора на репетициях?

Недавно мне на экскурсии (Яд ва Шем)  рассказали о том, как проходили репетиции второго в СССР исполнения 13-й симфонии Шостаковича, первая часть которой, как известно, написана на строрки поэмы Евтушенко "Бабий Яр". Репетировали в филармонии. Оркестр, хор...  Для усиления состава был призван один из самодеятельных хоров Минска. Мой рассказчик из такого хора и был. Дирижировать взялся Виталий Катаев. 



В. В. Катаев в своей исполнительской деятельности всегда искал новые пути. В 1963 он исполнил в Минске 13-ю симфонию Д. Д. Шостаковича – вскоре после московской (мировой) премьеры, вызвавшей острую реакцию официального советского руководства. Многие его концерты и гастрольные выступления ломали советские стереотипы восприятия современной западной музыки.
О, да! Про "новые пути" это они в Википедии не пошутили... Тот самый мой гость в музее поведал, как Катаев обратился к хору со следующей просьбой: 
"Как настоящий русский человек я не могу позволить вам многократно репетировать вот эту часть симфонии с текстом. Оставим текст для концерта... А сейчас можно будет ограничиться вокализом..." 
(пение без слов, т.е., на выбранный слог)
О каком тексте это было сказано? Вот об этом:

"Под гогот:
"Бей жидов, спасай Россию!"-
насилует лабазник мать мою."


Чувствовать другого - в музыке это очень важно. А в жизни - разве, нет?

В лондонской записи Гергиева эта фраза звучит на 4.22.мин ролика. 



Хор, как мы знаем, ещё со времен греческих трагедий, это такой комментатор и толкователь событий. Ну, и заодно и двигатель в прекрасное - от имени народа - нужных  идей.

Из либретто оперы Галеви "Жидовка" ("Иудейка")

"Площадь в Констанце. Народ, стоя на коленях на паперти храма, молится. Слышно пение благодарственного гимна и весёлый шум ликующей толпы. Появляется мэр города Руджеро, сопровождаемый стражей, и читает народу королевский эдикт, объявляющий о победе имперского князя принца Леопольда над гуситами и о созыве собора для суда над ними. По этому случаю король велел устроить всенародный праздник. Все работы должны быть прекращены, в храмах будет отслужен торжественный молебен, а в полдень все фонтаны забьют вином. Народ радостными криками встречает это сообщение.

Услыхав вдруг стук молота о наковальню, Руджеро спрашивает: «Кто в этот день работой заниматься смеет?» Ему отвечают, что это работает ювелир, еврей Элеазар, который не считает для себя обязательными христианские праздники. По приказанию Руджеро стража направляется в дом Элеазара и приводит его к мэру вместе с дочерью Рахиль. Руджеро заявляет Элеазару, что, работая в праздник, он тем самым выражает презрение к Богу христиан и заслужил строгую кару. Еврей отвечает, что он не может чтить христианского Бога, во славу которого все его сыновья были сожжены на костре"




фото

Когда ликующая толпа обступит Элиэзера со всех сторон, когда его черный сюртук застынет бельмом и немотой на фоне оборок, складок, юбок, шляп и шляпок, замрет зал Венской оперы, тот самый зал, что смолчал вслед последнему трамваю Арнольда Розе...

В ролике будет восемь с небольшим минут. Хора уже не будет. Он за стенами воображаемой тюрьмы в невообразимо реальном повторении истории...Слушать вам придется даже меньше восьми минут. C минуты 7.20  пойдут триумфальные аплодисменты, крики восторга венцев. Аплодисменты венцев... А Элиэзер или, быть может, сам тенор (и нью-йоркский кантор), о котором надо было узнать, конечно, раньше - Ник Шикофф, - не соблаговолит согнуться в поклоне перед поклонниками красоты и гармонии. В самом конце ролика - цена этого несоблаговоления... 


Эта запись c поставленной на сцене Венского оперного театра (1999 г.) оперы, название которой всегда вызывало застенчивость у некоторой части населения. Ззастенчивые, хм...

---------------------------------------------------------------------------

Вообще-то, этот пост я начала писать вот из-за этого человека. 



Иври Гитлис  фото

Есть у меня есть не "одна, но пламенная страсть" - кроме концертов, пробираться и на мастер-классы. Года три назад Иври Гитлис давал открытые уроки в Иерусалимском музыкальном центре Мишкенот Шаананим...
Мне нравятся старики, которые не боятся показывать, что они боятся старости. Мне нравятся молодые души, не стесняющиеся своей неэталонной оболочки. И сам Иври Гитлис мне тоже понравился. Проще сказать, жаль было дышать лишний раз, когда он, в какой-то безумной робе, отбросив в третьий ряд свою филлипинскую сиделку, усаживал молодого еврейского пацана, исходившего пятнами на своем незамутненном лице, и смотрел ему в глаза... Ох, сколько слов там витало вокруг вскинутого к небу смычка...

А на День Незавимости государства Израиль (2011) я услышала Иври Гитлиса, играющего "Атикву". Это был зал в Германии, очередной их какой-то Баден. Иври стоял в окружении молодых разнотемных ребят и девушек (опять, мастер-класс...), и вел разговор... Зал на этот раз был стоя молчалив. Внимали, наверное, волнующе барочной арранжировке еврейских надежд...




Послесловие. Вы, конечно, можете не верить, но это правда...

Сейчас, дописывая пост, разыскивала фотографию Гитлиса. На сайте, где отыскался фотопортрет скрипача, увидела строчку из биографии. Строчку,  которую почему-то позабыли рассказать три варианта Википедии – английский, ивритский и русский. Строчку, которая просто замыкает круг нашей истории, начавшейся у пюпитра концертмейстера Венской оперы и Венского филармонического оркестра Арнольда Розе... Думаю, эту строку вы отыщете без труда...

"Иври Гитлис принадлежит к поколению уходящих звёзд. Он родился 22 августа 1922 года неподалёку от Хайфы (добавлю от себя в семье выходцев из России, до сих пор прекрасно говорит по-русски), учился в Париже, снимался в кино,  был  первой  скрипкой  Венского  филармонического оркестра." 

...



 
 
Tags: еврейский народ, история, музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments