godinerl (godinerl) wrote,
godinerl
godinerl

Рояль в кустах или Музеи - в труде и обороне

Я тут решила слабодушно затаиться и не напоминать о еженедельных (по вторникам) экскурсиях в Доме-музее Бялика, т.к, компетентные источники просили не указывать точечных маршрутов пребывания большого скопления людей в нашей военной ситуации. Ну, не то, что каждый вторник мирного времени к музею выстраивалась очередь, но, всё же десяток-другой подвижников активного вечернего передвижения по жизни находились, не считая выловленных спонтанно возникшей сектой любителей Музея Бялика обитателей близлежащего пляжа . И, вот, уже заранее задуманный очередной пост о московских письмах Бялика супруге в Одессу был отправлен в насильственно-летаргическое забвенье, как вдруг несколько известий с музейного фронта подвигли меня написать пару строк.

1
Иллюстрация




За последние полтора суток перед моим взором пронеслись три разных подхода музееведов к вопросу укрытия своих посетителей от слишком навязчивых ракет, экскурсоводов и впечатлений.

Прямолинейно и без творческого размаха подошел к этом вопросу Яд ваШем. Подумайте три раза, где, исходя из письма офицера безопасности нашего иерусалимского музея, находятся самые лучшие и безопасные места для проведения 10-минутного тренинга на тему "Зачем мой папа взял меня в музей?"

Я лучше сразу перейду к цитатам, т.к., вы мне всё равно не поверите, подумаете, что завлекаю на экскурсию:

רשימת המרחבים המוגנים ביד ושם:

.1 קומת המרתף בבנין ההנהלה באגף מערכות מידע.
.2 שתי הקומות התחתונות בבנין אגף הארכיונים.
.3 הקומה התחתונה במבנה בית הספר המרכזי להוראת השואה.
.4 חניון מקורה תחתון .(2-)
.5 מחסני החפצים ומרחב תערוכת הילדים באגף המוזיאונים.
.6 אולמות התצוגה לאורך המוזיאון ההיסטורי, ביתן המוזיאון ובית הכנסת.
.7 בקעת הקהילות - בסמוך לשעון הנוכחות במרחב אוסטפלד.
8. בית ווהלין - חלל המדרגות הפנימי התחתון המוביל לאולם הכנסים הגדול.

Ну, по поводу пункта 8 - я сразу отмела, как вариант. Даже олимпийцы за полторы минуты не пробегают такие расстояния, как Иерусалим-Гиватаим.

По поводу пунктов 1, 2 и первой половинки 5 – сразу говорю – облом вот так просто взять и без пропуска забежать. Тут пока снарядили недавний десант блоггеров и журналистов на экскурсию в архив (пункт 2), века прошли. Пункт 4 (подземная автостоянка) может быть интересен лишь любителям автосалонов и законченным эскапистам. И что остается эстетам? Правильно! Музейные залы пунктов 6, 7 и половинки 5-го. Тут наша охрана рассказала, что недавно один эстет-странник пытался заехать в музейные залы прямо на велосипеде по деревянному мосточку, ведущему к залам исторического музея. Вовремя был приостановлен его порыв. Где сейчас складированы средства его передвижения, мне неизвестно. Но зато юный байкер отработал скорость попадания в пункт 6 убежища, ой, простите, музея.

Ну, в Яд ваШеме, в принципе, у меня сомнений не было. И тут мои взоры обратились к надвигающемуся завтрашнему вечернему разговору о Бялике. Ох, подумала я, а где ж там убежище-то, мама дорогая? Я, конечно, понимаю, что Бялик писал

"Дом – моя крепость, а сад – моё убежище",

но сделаем скидку на то, что поэтов обычно мало волнуют какие-то формальности Управления тыла.

2
Рисунок Хаима Гликсберга, "Бялик в саду"

Они, поэты, раз решили, что сад - это лучший вид скрыться от толпы посетителей, то так тому и бывать. Но ведь Бялик жил в доракетное время, поэтому...

Поэтому, его жена, а, вернее, вдова с простым еврейским именем Маня (Оэрбах-Бялик), жестоко обманутая последователями Дизенгофа и выселенная на следующий месяц после смерти мужа (1934) из собственного дома в обмен на согласие попользоваться год-другой предложенной ТА-мэрий рентой на аренду сьемной квартиры и не затягивать со смертью тоже, взяла и отомстила им всем там наверху в Бейт хаИр. Причем дважды. Прожив еще несколько десятилетий, Маня в 60-ые гг распорядилась часть убежищ..., ой, простите, сада Бяликовского снести, но построить Дом своего имени – Бейт-Маня и предоставить его для выставок, концертов и других массовых собраний публики женского рода ТА округа. Здание ужасало и ужасает своей посредственной скучностью архитектуры, гендерный фактор позабыт-позаброшен в темноту зарослей выживших после строительства 3\4 темных аллей поэта, но зато – тра-ля-ля, там под сценой есть потайная дверка, а там... Да, дорогие гости "города без остановки"! Как сообщает наша мужественная координатор экскурсий Рути, перевезшая в прошедший четверг под свист промелькнувших ракет к себе на съемную квартиру в Гуш-Дане родителей с Югов, в час опасности мы :

בשעת חרום רצים לבית מניה- ויורדים מהבמה לגרם מדרגות שמוביל למקלט קטן

бежим в Бейт-Маня , спускаемся со сцены по ступенькам, которые и приведут к маленькому убежищу.

Ну, дорогие друзья, только теперь в свете этих строк мне становится понятен настойчиво повторяемый во время прошлонедельной экскурсии в Доме Бялика вопрос, заданный руководителем хайфского отделения Игры "Зарница" сами знаете кем.

3
Заря Востока на токсикологическом поприще

В разгар монолога и так понятно кого о проблематике взаимоотношений царских властей Москвы и будущего профессора Московского училища ваяния и зодчества Леонида Пастернака, доктор вдруг задала вопрос:

"А рояль здесь есть?"

!

Мало того, что я тут же зачем-то пустилась поднимать со стола кабинета Бялика фолианты,

4

как-то, например, третьий том этнографической музыкальной антологии Авраама Идельсона и пританцовывать с этой книгой под собственноручно исполняемый между текстом экскурсии напев откопанной Идельсоном в резиденции садигурских хасидов в Черновцах 'Хавы Нагилы", я еще от справедливости вопроса умудрилась амнезийно выразить сожаление, окинув взглядом углы Дома Бялика, по поводу отсутствия присутствия в наличии рояля. Доктор не отступала и, кажется, повторила свой вопрос, поравнявшись при спуске со второго этажа с портретом Мани...

5

Нона, как ты знала!?

Преданный и забытый мною рояль, стоящий на сцене в Бейт-Маня и есть ориентир, по которому, если Хамасу занеймется, а нам придется искать волшебные ступеньки, ведущие под сцену, то ориентироваться мы будем на полутоновый звукоряд, встроченный между пятью диезобемолями, элегатно обогнув который, мы сможем с легкостью найти ступеньки в полутемный зальчик потенциального театрика-кабаре "В подвале – у Мани", а ныне - убежища.

Кстати, я тут лишний раз убедилась в справедливости творческого взгляда архитектора Дома Бялика Йосефа Минора на свою же собственную продукцию. Нарисовал Минор свой проект в реале ночи подобным маяку.

6

Двери и сердце нараспашку, свет из окон в помощь запоздалым путникам. Я тут выясняла на сайте мэрии ТА местонахождение ближайшего к музею общественного убежища, выяснилось, что на всей улице им.Бялика по официальной версии НЕТ ни одного такового в наличии. У меня из наблюдений складывается несколько другое впечатление, но, видимо, хозяин недавно отреставрированного особняка по адресу ул.Бялика, 9, обладает особыми полномочиями на охрану личного пространства и такой же информации. Поэтому, друзья, остается лишь... собраться завтра к 18.00 на экскурсию и придти. Особо смелым в качестве постэкскурсионного бонуса гарантировано взолнованное исполнение на рояле в Бейт-Маня таких ярких образцов городского творчества 20 века, как "Мурка", "Вальс-Бостон" и прелюдии cis-moll из 11 ор.Скрябина. Особо старательным обещаю коллективно-групповое исполнение хроматической гаммы, подобну тому, как это сделали 12 пианистов на сцене оперного театра в Александрии.(нач.с 3-й минуты Галопа Лавиньяка)



Но это еще не всё. У нас в запасе оказался еще и третий музей, в острые углы которого недавно было залито немерянное количество бетоностекольных экзерсисов. Музей искусства города Тель-Авива, для которого когда-то сам Дизенгоф своей квартиры не пожалел и в который тот же Дизенгоф, положив свое твердое бессарабское "нет" на мольбу кураторов не скупать в зарубежных поездках весь ассортимент туристических лавочек и на заполнять залы будущего музея копиями шедевров , одумавшись, таки-да, добывал для музея первые раритеты коллекции, а также не забывал, чтобы билеты для еврейского рабочего люда были дешевле, чем для простых буржуа, этот самый музей взял и ЗАКРЫЛ сегодня выставку картин семьи Брейгелей, посчитав, видимо, что наплыв изголодавшихся по классному искусству посетителей в сочетании с высокой страховкой за работы династии Брейгелей – на эту неподъемную ношу (вот, пессимисты!) никаких дизенгофов не наберешься. Впрочем, решив не обидеть и постоянную экспозицию, музей искусств Тель-Авива прикрыл и ее, оставив доступ лишь к нескольким временным выставкам в новом отсеке музея. Как сказала уважаемая моя коллега, прекрасный хайфский гид Инна Чернявская, с сожалением сообщая об отмене (не по ее вине) завтрашней (20.11.2012) экскурсии по Брейгелю в ТА музее искусств:

"С пожеланием нам всем достойной победы над силами зла!"

7
Иллюстрация Нахума Гутмана к стихотворению Бялика для детей "Йоси на скрипочке"

Добрых известий, Израиль!

8
Фрагмент керамики Зеева Рабана ("Бецалель") в Доме Бялика. Подпись - "Иудея освобождается!"



===============================================

Дополнения:

1. Про отложенный пока пост о Бялике... Ещё не дописала, скажу лишь, что при переводе писем Бялика к Мане из Москвы 1921 года в Одессу выяснилось, что ожидая обещанную властями выездную из России визу, скрашивая затянувшееся ожидание, Бялик посетил московские театры. Конечно, "Габиму", а также смотрел "На дне" Горького, возвращения которого из Крондштата Бялик с нетерпением ожидал. Посетил поэт и московский театр-кабаре "Летучую мышь", признав за московским театральным искусством большие перспективы в стремлении изменить(ся) к лучшему... Этот пост еще в работе. Причем, двойной, я бы сказала. Т.к., в оригинале эти московские письма были написаны... на русском языке, с небольшими добавлениями на иврите. Мне же приходится делать обратный перевод, т.к., о существовании книги с этими письмами на языке оригинала мне ничего не известно, да, думаю, ее и нет.

2. Подробности об экскурсии в Дом-музей Бялика - здесь. Приходите, стучите – у нас открыто.

9

3. Какой музей выберете вы завтра для прогулки, решать вам. Я же пошла решать диллему: вот, если не дай Б-г, вдруг загудит-завоет, каким образом мы побежим со второго, например, этажа под рояль к Мане? Брутально, грубо, торопливо и громко? Или будем ступать на цыпочках, балуясь ritartando, занося ногу на следующую за сиреной ступеньку, стараясь не разозлить нашего главного архивариуса. Камерность и интимность обстановки вечернего Бялика мне судьба уготовила делить завтра вместе с его группой. А он не любят, когда на его экскурсиях шумят и ходят туда-сюда мимо. Даже если это по музыкальным нуждам, вот:)

10
Иллюстрация

Tags: Бялик, Дом-музей Бялика, Тель-Авив, еврейский народ, смеяться - значит победить, экскурсии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments